У этих туземцев наклонности чисто художественные.
Сегодня утром мы с Клэнси за два часа сфотографировали
восемнадцать человек. А башмаков за весь день продана
одна пара. Ее купил Бланшар. Ему показалось, что в магазине
дочь хозяина – хорошенькая Розина. Он вошел и купил
комнатные туфли, меховые. Потом я видел, как он размахнулся
и швырнул их в залив.
О. Генри «Короли и капуста»
К чему этот эпиграф? А к тому, что он предупреждает – эта статья написана не для тех, кто, завидев хорошенькую Тойоту или Мазду, не задумываясь покупает ее и, от души покатавшись на ней некоторое время в компании таких же хорошеньких Мазд, понимает – что-то в ней не то, не так, не как хотелось бы и т.д. И что теперь с ней делать? Да выбросить и все! Что там деньги – зато какое удовольствие!
Эта статья для тех, кто, кроме художественных наклонностей, имеет и житейские навыки, и умение распоряжаться своими средствами, кто представляет, что он хочет и полагает, что знает, как этого добиться.
Итак, как правильно выбрать подержанный автомобиль с пробегом? Начнем.
Посмотрим, что же нам купить
Вы долгим и упорным трудом скопили средства для покупки автомобиля. А, может быть, Вам обломилось наследство или образовался удачный и выгодный договор, за который Вам вдруг заплатили? И Вы решили – нужен автомобиль! Как же? Родителей возить на дачу – не на электричке же им ездить на старости лет. А проехаться с женой и детьми на юг? А подвести Даму по дороге на работу и, включив медленный Jazz, рассуждать о творчестве Харуки Мураками или, на крайний случай, о Паоло Куэльо. Ведь хорошо, приятно и вкусно.
Однако, сначала надо купить! С чего начнем? Ясное дело – покопаемся в Интернете. А там море объявлений. Что делать? А надо для начала просто пробежаться по этим самым объявлениям и составить для себя ощущение сопричастности к ним. Не стоит на этом этапе что-то выбирать. Стоит просто смотреть, оценивать, рассматривать и, в конце концов, прийти к какому-то определенному выводу. Конечно, если Вы точно знаете, что Вам нужно, можно этого не делать. Но практика показывает, что, начиная выбор таким образом, Вы все равно прейдете к какому-то определенному решению на уровне – нравится, не нравится.
Что-то, наконец, понравилось. Не одна, а несколько. Теперь надо сузить поиск и определиться с маркой и моделью потенциальной покупки. И сделать это надо как можно раньше, чтобы невзначай не купить что-то неожиданное, попавшее под настроение. А то получится, как говорил покойный Марк Аврелий: «Вложили не туда – и прогорели».
Хорошо бы еще до покупки сделать подбор авто по параметрам, однако для этого требуются определенные знания, которых у большинства покупателей и нет, а если и есть, то крайне скудные. Собственно, для этого и предназначена статья – чтобы дать покупателю некоторый объем общих знаний, необходимых для того, чтобы грамотно обзавестись автомобилем.
После того, как Вы определились с маркой и моделью автомобиля, стоит задуматься о средствах, которые Вы предполагаете вложить в него. Понятно, что не стоит закладываться на всю сумму отложенных средств или бездумно брать кредит под всю стоимость авто. Практика показывает, что при покупке подержанного автомобиля неплохо приберечь процентов 10-15 от имеющейся суммы для непредвиденных расходов, в том числе и на плановое обслуживание и устранение незамеченных недостатков и на расходы, которые вообще трудно предусмотреть.
Теперь рассмотрим некоторые важные вопросы, перед тем, как выбрать подержанный автомобиль.
Первое – на что не надо обращать внимание – так это на дешевые машины с мыслью «а вот отличный вариант» или «а вот дешево и сердито». Это либо машины со скрытыми неисправностями, либо битые, потому что действительно дешевые и неплохие машины уже скуплены профессиональными перекупщиками, которые получают информацию о них буквально сразу же после появления объявления в Интернете посредством специального программного обеспечения, которое позволяет отслеживать эту информацию в соответствующих базах данных и передавать ее перекупщикам.
По поводу битых машин можно сказать еще и следующее. Наткнувшись на такое объявление, которое достаточно часто встречаются в Сети, может показаться, что ремонт пустяковый, а выгода существенная по сравнению со стоимостью такого же целого авто. Но это обманчиво. Битые машины, которые действительно подлежат восстановлению, так же как и хорошие и дешевые машины, давно скуплены перекупщиками с целью дальнейшей продажи. А в подобных объявлениях фигурирует только хлам, который Вы замучаетесь ремонтировать, если только не намереваетесь продать его на запчасти. Такие объявления могут висеть месяцами и это уже повод насторожиться.
Существует еще и вариант предложения (в основном это касается битых машин из Штатов), когда предлагается продажа авто и помощь в его восстановлении, но при этом ставится условие внесения стоимости машины, поскольку она, дескать, еще не выкуплена на аукционе или что-то в этом роде. Это как в сетевом маркетинге, вроде Гербалайфа – сначала Вы купите кучу всяких коробок непонятно с чем, а потом мужественно старайтесь вернуть свои деньги, впаривая продукт своим друзьям, товарищам по работе и родным. Кроме того, есть реальная опасность, что такие машины имеют нехорошую историю, которую можно отследить на сайтах типа CARFAX.COM и AUTOCHECK.COM.
Однако зачем тратить на это время. Ваша цель совсем другая.
Второе – на что не надо тратить время – так это на так называемые «фальшивые объявления». Как их распознать? А так – эти объявления будут находиться в первых строках на сайтах объявлений (например, на CARS.AUTO.RU) и ничем не отличаться от настоящих о продаже хорошего подержанного авто (т.е. в них будут представлены и контактные телефоны и фотографии и т.п.). Но дозвониться по указанным телефонам Вы не сможете – либо номер будет бесконечно занят, либо вне зоны, либо вообще не отвечать. Все это явные признаки фальшивого объявления, которое предназначено или для развода определенного покупателя или для использования в качестве инструмента для торга.
Третье – на что как раз надо потратить время – это на рассмотрение фотографий автомобиля. При этом не старайтесь уделять особого внимания сверкающим своей красотой автомобилям, проходя мимо запыленных «золушек». Внешний вид – еще не показатель достоинств, ведь, как известно – встречают по одежке, но провожают-то по уму. В действительности все может быть наоборот – красивый автомобиль – это просто искусство фотографа или элементарные предпродажные действия, вроде помывки или полировки.
К примеру вы нашли очень привлекательное объявление о продаже:
Год выпуска
|
2000
|
---|---|
Модификация: | 2.0 4WD |
Пробег: | 132 000 км |
Тип двигателя: | 2000 см3 / 124 л.с. / Бензин инжектор |
КПП: | Автомат |
Привод: | Полный |
Тип кузова: | Внедорожник 5d |
Состояние: | Отличное |
Кол-во хозяев по ПТС: | 1 |
Дополнительные сведения: Автомобиль просто в превосходном состоянии для своих лет (3 авто в семье). Бережная эксплуатация, своевременное и полное обслуживание. Без ДТП, без дефектов кузова и ходовой. Кожа в отличном состоянии, в салоне не курили. Сигнализация, два комплекта колес. |
И фотографии говорят сами за себя:
НО!
Заглянем в двух-недельное прошлое этой машины:
Превосходное состояние кузова
Дополнительная вентиляция колесных арок
Превосходное состояние салона
Кожа в отличном состоянии
Теперь вы понимаете, что может сделать с авто предпродажная подготовка и искусство фотографа…
Внимательно просмотрите все вывешенные фотографии. Хорошо, если их несколько – порой это дает возможность увидеть то, что, может быть, старались скрыть.
Представьте себя филателистом, любовно рассматривающим свои марочки из кляссера или детективом, ищущим важную улику на фотографии. Фотографии машин делают в подавляющем числе случаев специально перед продажей и крайне редко вынимают из архива. А на них, кроме автомобиля, присутствует и некоторое окружение, которое может дать дополнительную информацию. Объявление вывешено зимой, а на фотографии – жаркий июльский полдень и это значит, что продажа как-то не задалась – то ли завышена цена, то ли есть какие-то скрытые недостатки, и потенциальные покупатели после проверки автомобиля перед покупкой покупать-то ее не желают. Стоит ли и Вам тратить на нее время. Достаточно информации можно извлечь и из того, где снят автомобиль – перед частным домом, на подземной парковке или на обочине проселочной дороги. О многом может сказать и фотография дизайна салона автомобиля, если она имеется на сайте. На основании всего этого можно составить предварительное впечатление о продавце и машине. Часто только на основании визуального впечатления можно отбраковать какое-то количество автомобилей и не тратить время на ненужные поездки для осмотра.
Дальнейшие действия
После того, как Вы покопались в Интернете и выбрали какое-то количество подходящих Вам автомобилей, следует составить их список, причем желательно внести в него и те варианты, которые несколько превышают запланированную Вами сумму, но показались Вам интересными. Дело в том, что действительно хорошие машины имеют стоимость несколько больше средней. Звонков к продавцам таких машин меньше, соответственно, Ваши шансы на покупку выше. И если при этом еще приглядеться к дате объявления, то можно понять, насколько допустим торг. Если объявлению несколько дней, то продавец, скорее всего, еще находится в уверенности, что заявленная цена его машины соответствует ее достоинствам и вряд ли готов к торгу. А если оно висит уже несколько недель и более, то хороший торг, пожалуй, уже уместен.
Кроме того, не следует ограничиваться двумя-тремя вариантами только потому, что Вам надоело смотреть, читать и отбирать. Часто потенциальный покупатель натыкается на очень хорошее, как ему кажется, предложение и бросает дальнейшие поиски. Практика, однако, показывает, что стоит набрать не менее пяти-восьми вариантов (разумеется можно и больше), чтобы иметь возможность сравнения. Только в этом случае Вы поймете, какой из вариантов действительно достоин внимания.
Вообще, во время поиска желательно сразу делать распечатки понравившихся предложений. Имея на руках распечатки обьявлений, Вы всегда можете во время звонка продавцу задать ему конкретные вопросы, ответы на которые стоит кратко фиксировать. На этапе осмотра машины это поможет в некоторых случаях выявить, например, несоответствия между заявленными и реально существующими параметрами.
Прежде чем сделать первый звонок продавцу имеет смысл проделать нехитрую операцию. Например, ввести в строку поиска любой поисковой системы (в Yandex, Mail, Google и т.д.) марку и модель предлагаемой машины. Запрос может выглядеть примерно так: «подержанный BMW 3er (30)». Поисковик выдаст Вам кучу ссылок, в числе которых будут примерно и такие «Отличный выбор BMW на АВИЛОН», «Продажа подержанных (б/у) автомобилей с пробегом» и т.д. Пройдя по таким ссылкам, можно обнаружить, например, что эта машина продается по другой цене, а объявление висит уже несколько месяцев. Понятно, что вариант не слишком удачен. Так-же не поленитесь вбить номер телефона продавца в поисковик. Возможно всплывет что-то не очень хорошее…
Первый звонок продавцу
После того, как Вы убедились для себя, что нашли приемлемые варианты, наступает время первичного общения с продавцом по телефону. О чем в первую очередь спрашивать продавца будет рассказано далее, а как спрашивать и вести разговор – это, конечно, элементы обычной вежливости. Разумеется, не стоит начинать разговор без приветствия, да еще сразу переходя на «ты», изображая из себя профессионала, которому все ясно и понятно по информации из объявления. Это, естественно, не может впечатлить продавца и, вероятнее всего, Вы не получите всей полноты картины. Если Вы не специалист в области психологии, то примите, хотя бы, несколько советов, как грамотно вступить в разговор и вести его. Звонок – сначала приветствие («здравствуйте» — кому дикция не позволяет внятно произнести это слово лучше сказать «добрый день, или утро, или вечер»), далее небольшая пауза для ответа, затем какой-нибудь вариант вступительной фразы: «я по поводу продажи машины», «по поводу объявления о продаже …». Не нужно указывать о какой машине идет речь и называть собеседника по имени указанному в объявлении. Подождите, что ответит собеседник. Если он попросит уточнить марку и/или модель автомобиля, то это может означать, что, возможно, Вы имеете дело с перекупщиком. Конечно, это и не обязательно, но отметку в распечатке надо сделать. Далее следует обязательно спросить, может ли собеседник сейчас разговаривать с Вами. Если не сделать этого, может возникнуть ситуация, когда Ваш собеседник действительно занят и будет разговаривать с Вами из вежливости, заглушая душевный скрежет, что его опять – десятый раз за последний час – оторвали от важного дела. Понятно, что внятный разговор при этом не получится. Поэтому железное правило – поинтересуйтесь, удобно ли собеседнику сейчас говорить и, если нет – попросите разрешения перезвонить или попросите его перезвонить Вам, когда ему будет удобно, естественно представившись и сообщив номер своего телефона. Все это, конечно, элементарные правила общения, но как часто на них не обращают внимания или забывают.
Разговор с продавцом
Что дальше? Имеется два варианта диалога. Первый – можно попросить продавца самому рассказать про машину. Возможно, попадется продавец, который охотно расскажет про нее все, что он считает необходимым, и Вам только нужно будет направлять разговор в русло интересующих Вас вопросов. Второй – когда Вы сами задаете вопросы продавцу. Однако в любом случае их следует заготовить заранее. Какие именно?
Вот примерный список первоочередных вопросов:
- Сколько владельцев было у автомобиля? Задавая этот вопрос не нужно обращать внимание на душещипательные истории о том, что на нем ездил брат-сват-шурин-деверь (то есть приличные и аккуратные родственники) и вроде как бы владели им и ухаживали за ним. Главное – сколько владельцев зафиксировано в ПТС. Если их много – признак нехороший. Это может означать, что машина ходила по рукам и отношение к ней было безответственное, и обслуживание кое-как, и поломки и неисправности.
- Где и как обслуживали автомобиль? Если автомобиль обслуживался на сервисе, поинтересуйтесь, сохранились ли чеки, а еще лучше – заказ-наряды, в которых перечислены и замененные запасные части и материалы и выполненные работы. Понятно, что из этого перечня можно сделать определенные выводы. Одно дело – копеечная чистка дроссельной заслонки, другое – дорогая замена насоса системы гидроусилителя руля. Для относительно новой машины обязательно наличие сервисной книжки. Ее отсутствие может косвенно указывать на скручивание пробега. Сохранность заказ-нарядов и чеков о ремонте и обслуживании является хорошим показателем – значит, владелец относился к машине внимательно.
- Есть ли запасной комплект ключей? Вопрос не такой уж праздный, поскольку для некоторых моделей запасной комплект стоит порядочных денег и его наличие уже говорит о бережном отношении к машине.
- Снят ли автомобиль с регистрационного учета? Если автомобиль снят с учета, дату о снятии можно проверить по штампу в ПТС, когда будете в дальнейшем знакомиться с документами. В телефонном же разговоре не забудьте спросить у продавца, когда именно автомобиль был снят с учета. Это важно, потому что, если он снят давно, но так и не продан, велика вероятность того, что с автомобилем что-то не так. И не забудьте пометить себе на распечатке ответ продавца, чтобы потом сравнить названную им дату с датой в ПТС. Не сделав этого, Вы рискуете не заметить расхождения в «показаниях» и не обратить внимания на дату в ПТС. А ведь если машина снята с учета, значит, ее твердо решили продавать, а возможно, уже и пытались, но по каким-то причинам не вышло.
Если машина еще стоит на учете, поинтересуйтесь, как быстро продавец может ее снять, если Вы решитесь ее покупать. Если Вам попытаются предложить доверенность, чтобы самим заниматься снятием с учета, ссылаясь, например, на занятость, то это с большой долей вероятности может обернуться какими-то трудностями процедуры снятия или непредвиденными обстоятельствами.
- А ездит ли на сейчас машине сам продавец? Если «да» — это неплохо и говорит о том, что с ней пока проблем нет. А если машина стоит, подготовленная к продаже, то, как правило, это говорит о каких-то скрытых неисправностях или появлении в скором времени серьезных поломок.
- Была ли машина в ДТП? Это один из самых важных вопросов. Не стоит задавать его сразу, а лучше подойти к нему в процессе разговора. Однако надо четко понимать, что любой, даже самый честный продавец, не даст Вам полный искренности ответ, поскольку он лицо, заинтересованное в продаже. Ответ, что он, мол, не бил машину, а про прежнего владельца не знает – всегда означает, что машина была бита! Цель данного вопроса – это уточнить для себя и отметить в распечатке ответы продавца с целью дальнейшей их проверки при личном осмотре автомобиля перед покупкой.
- Когда автомобиль был ввезен в Россию? Этот вопрос актуален только для машины, которая покупалась не новой за пределами России. В этом случае понятно, что чем дольше машина в России, тем проблематичней она может быть. Если Вы все-таки нацелились на машину из США или Канады, попросите продавца продиктовать вам ее VIN-код, а далее оплатите проверку неограниченного количества VIN-кодов на месяц через сайт WWW.CARFAX.COM. Имея кредитную карточку, Вы можете сделать это самостоятельно, иначе можно обратиться к российским посредникам через сайт VIN.AUTO.RU. Отчеты по VIN-коду предоставят Вам массу информации о машине, включая ее историю купли-продажи, владельцах, пробеге, авариях и т.д.
Заканчивая телефонный разговор и в том случае, если Вы удовлетворены ответами продавца, договоритесь с ним о месте осмотра автомобиля. Проводить его следует либо в светлое время суток, либо в хорошо освещенном месте. Желательно, чтобы машина была чистой, хотя настаивать на этом не совсем корректно. Вы можете ее и не купить, а продавцу мыть машину для каждого потенциального покупателя накладно.
Еще один совет: чтобы не упустить важные контрольные вопросы продавцу распечатайте таблицу приведенную ниже прямо поверх объявления и делайте в ней отметки
Переходим теперь к следующему этапу – проверке автомобиля перед покупкой.
Продолжение следует…